В «Литературной газете» статья Игоря Харичева на вечнозелёную тему:
«Надо ли нам становиться европейцами»? Автор приходит к выводу, что
надо; правда, сетует, что ментальных европейцев в нашем населении всего
17-19%. Но надо постараться, подтянуться, завести настоящую демократию и
разделение властей – и «всё будет чрезвычайно хорошо», как говорил
герой Ильфа и Петрова.
РАВНЕНИЕ НА ЗАПАД
Удивительно
даже, сколь живучи эти старинные идеи. Когда-то с ними наперевес пошли
мы на штурм ненавистного «совка» стремясь, если помните, «войти в
европейский дом».
Рассуждение автора - простое, логичное. Именно
такие – простые – мысли всегда любили наши интеллигенты - на это
обращали внимания ещё авторы «Вех». Бердяев говорил, что идейный багаж
наших интеллигентов исчерпывается «карманными катехизисами». Равнение на
Запад занимает в карманных катехизисах почётное место.
Откуда
это берётся - понятно. Попадая на Запад, любой русский человек – от
Петра I до безвестного постсоветского туриста – неизменно поражается
тамошней опрятности, твёрдому достатку и жизненной устроенности.
Почему же у них так, а у нас всё сикось-накось? – этот вопрос задавал
себе, наверное, каждый, вернувшись из-за границы. Помню, ещё в 90-е годы
я, воротившись из командировки, прямо в прихожей хваталась за тряпку и
принималась что-то тереть: стыдно было, что вот у них так чисто, а у нас
– известно как. Что мы, люди что ли другие? Да нет, вроде такие же:
одна голова, две руки, две ноги. Да и говорить по-ихнему многие из нас
умеют. Так в чём тут причина?
И тут же находится простой
ответ: надо завести аналогичный образ правления и переменить надлежащим
образом нравы – государственные и частные - и всё получится. Такова
главная мысль статьи в ЛГ.
На самом деле реальность сложнее.
Запад – это вообще удивительный культурно-исторический феномен, к нему
принадлежит процентов 10 человечества. Запад – это исключение в
человечестве, а исключение не может быть всеобщим образцом. Остальные
ведь, наверное, тоже не прочь жить богато и опрятно – так ведь не
получается. Почему у одних получается, а у других – нет. От чего это
зависит? Почему на Западе чиновники воруют всё-таки умеренно, даже в
Италии, а в других странах – прут, себя не помня? (Воображать, что у нас
воруют как-то по-особенному – это мания величия: есть страны, где
воруют ничуть не хуже). Так почему на Западе так, а у нас почасту
вовсе наоборот? Ответить на вопрос о причине чьего-то успеха (хоть
человека, хоть фирмы, хоть народа) – очень непросто. И очень легко
принять несущественное – за главное, а главное – упустить.
Вообразите:
вы встречаете бывшего одноклассника и обнаруживаете, что преуспел он в
жизни он гораздо больше вашего: он богат, уважаем, всевозможно
благополучен, жизнь его интересна и комфортабельна. Почему? Оттого ли,
что он получил доходную профессию, оттого ли, что женился на разумной
жене, а не на вашей мегере, оттого ли что в 90-м году не терял времени в
аспирантуре, как вы, а сразу взял быка за рога и стал торговать спиртом
«рояль»? (Вариант: не тратил себя на торговлю этим дурацким спиртом,
как вы, а спокойно учился в аспирантуре, превозмогая временные
трудности). В чём тут причина? Если вы совершите нечто такое, что
совершил ваш приятель, - вы процветёте? Всё это совсем не очевидно.
Какие именно стороны его жизни и деятельности надо повторить, чтобы хотя
бы приблизиться к нему по успешности? Скорее всего понять причину
успеха вашего знакомца так и не удастся. Просто он оказался энергичнее,
умнее в конце концов, рисковее – такой вот у него характер. Судьба,
хоть народа, хоть человека, это развёртывание его характера во времени.
Преобладание тех или иных характеров в народе делает его судьбу
в истории. Можно изменить характер народа? Можно, как и свой
собственный. Но дело это не лёгкое и не быстрое.
Нет ничего
инфантильнее и нелепее, чем мысль о том, что все народы одинаковы и
возможности у них тоже одинаковы. К сожалению, заветы современной
политкорректности требуют думать именно так. Но на самом-то деле этого
нет и близко!
Вот два славянских соседних народа – чехи и поляки.
Чехи отличные производственники, а торгуют плохо, как-то без любви к
делу, а вот поляки – прирождённые торговцы. Да что там поляки! Моя
компания работает на Украине. И что мы заметили: те приёмы, которые
отлично действуют в России, там буксуют. Ну просто ни тпру ни ну.
Послали на Украину замечательного организатора продаж из Новосибирска.
Он делал ровно то, что принесло блестящий успех в Сибири, - не
получается! Чепуха какая-то, - была уверена я, - Это же один народ, у
меня муж полуукриаинец, да и я сама на четверть, что они - из другого
теста что ли? Я была в полной растерянности. И вот недавно узнаю: в
компаниях, подобных нашей, - такая же история на Украине. И они меняют
порядок работы именно на Украине, вводят специальные правила. Сделали
это и мы – и дело пошло гораздо лучше. Так что старинное изречение «Что
русскому здорОво – то немцу смерть» - имеет очень широкую сферу
применения.
ОТКУДА ВЗЯТЬ ДЕМОКРАТИЮ?
Очень привязано
наше интеллигентское сознание к мысли, что успех народов определяется
демократией. Будет демократия – заживём как на Западе. Только чтоб –
настоящая, а не абы какая.
А где её взять – настоящую?
Демократия, ещё Аристотель писал, - самый трудный образ правления, он
мало где удаётся. И не мудрено! Попробуйте поуправлять демократическим
образом магазином, заводом, поликлиникой, редакцией, да хоть ларьком в
подземном переходе. Даже представить жутко, что получится. А целое
большое государство – это вам не ларёк. Отсюда всякие политтехнологии и
иные средства манипуляции народным волеизъвлением. И так везде, в том
числе в самых что ни наесть демократических странах. Наши интеллигенты
совершенно не задумываются, что только в очень малом числе стран мира
демократию можно считать удавшейся. При этом во множестве стран попытки
её введения приводят к кровавой междоусобице и пугачёвщине, как это было
у нас в 17-м году, а во многих других – к унылому прозябанию,. Никакого
счастья нам не принесла демократия и в 1991-м. С введением демократии
наш народ не стал ни культурнее, ни умнее , ни богаче, чем был при
советском «тоталитаризме».
Кстати, Пётр I навсегда прикипел
сердцем к Европе, когда там ещё никакой демократии в заводе не было.
Демократии не было, а чистота и порядок – были. Более того, были они,
если верить роману «Пётр I» , они даже в московском Лефортове, в
немецкой слободе. Привязанность нашей интеллигентской мысли к демократии
– это яркое проявление её любви к простым мыслям. Наверное,
определённую роль тут сыграли наши американские друзья, у которых всё
хорошее именуется демократией, а плохое – тоталитаризмом.
Успехи
Запада совершенно не коренятся в демократии, хотя бы потому, что успехи
гораздо старше демократии. Они коренятся в определённом человеческом
характере, который в свою очередь делает демократию возможной и
действующей.
Чтобы демократия была удачной, нужны люди
определённого характера и чувства жизни. Об этом обстоятельно и в
доступной форме писал известный юрист-конституционалист Иван Ильин,
некогда высланный на знаменитом «философском пароходе». Как-то даже
неловко после него рассуждать на эти темы. Но всё-таки, в двух словах.
Для успеха демократии необходим достаточный уровень самостоятельности,
ответственности, самообладания граждан. Именно такие люди (а не
государственно-правовые конструкции) создали когда-то Западу его силу и
славу. Ильин называл это необходимое для успешной демократии свойство
«искусством свободы». Сегодня Запад во многом теряет свои исконные
достоинства, о чём с горечью пишут прозорливые люди (американец
Бьюкенен - «Смерть Запада», немец Сарацин «Германия: самоликвидация»),
но многое ещё остаётся. У нас подобного нет и близко, потому и
получается не демократия, а пародия на неё.
Я, кстати, много лет наблюдала маленькую модель нашей большой демократии прямо по месту жительства.
Посёлок наш искони был кооперативом, созданным ещё в середине 30-х
годов. И земли, и дома – всё принадлежало кооперативу, а у жителей были
так называемые «паи». Высшая власть в кооперативе принадлежала общему
собранию, которое созывалось дважды в год и выбирало Правление, которое
и правило. В Правление выбирались люди на основании самой что ни
наесть демократической процедуры – прямым открытым голосованием. Так вот
попадали в Правление - строго жулики и воры. Они постоянно тырили
деньги и стройматериалы, сбывали в свой карман куски земли, сильно,
помнится, нагрели руки на газификации… Все честные люди нашего посёлка
находились в непроходящем гражданском негодовании: доколе? Но вот
являлась в народе мимолётная мысль: сместить жуликов и посадить честных
людей. А кого? Вас? Меня? Что вы - что вы – что вы! Только не меня! Я в
этом деле ничего не понимаю, не умею общаться с работягами, и вообще у
меня был в позапрошлом году микроинсульт – так что увольте. И то сказать
– вникать во все эти нудные мелочи, собачиться с сантехниками – кому
охота? А жуликам – охота. И они сидели во главе нашего кооператива
годами. И длилась эта музыка лет семьдесят. Возможно, она продолжается и
поныне, только я под сурдинку вышла из этого кооператива и живу себе
единоличницей.
Это микроскопическая модель нашего отношения к власти и с властью.
Для
демократии, а равно и для успешного рыночного капитализма нужна
ответственная, самостоятельная, инициативная личность. Нет её – и всё
разваливается, ничего не получается. Начинать надо с малого – с
кооперативов, с уличкомов, с того же самого ТСЖ, которое вполне работает
на Западе и буксует у нас.
Бердяев верно обратил внимание
на то, что именно славянофилы, а не западники, знали Европу. И это не
случайно. Именно зная Европу, они понимали, что русским это не годится.
Европеец по масштабу и настрою личности – лавочник. (Это
обстоятельство когда-то привело в ужас полунемца Герцена). Честный
квалифицированный лавочник, любящий своё дело и не обсчитывающий
покупателей, потому что эдак можно, упаси боже, потерять клиентуру. В
лавке которого всё расставлено по местам и чисто выметен пол. Кто мы?
Бродяги. Ничего по-настоящему не ценящие, ни к чему по-настоящему не
привязанные и готовые разрушить свою жизнь не за понюшку табака. Мы
увлекаемся идеями и не умеем организовать свою жизнь.
Западный
человек склонен следовать правилам. Русский правила презирает, первый
его порыв при встрече с любым правилом – измыслить, как его обойти. При
этом правило вовсе может быть не репрессивным, а направленным к общей
пользе, вроде ПДД. Соблюдать договорённость, взятые на себя
обязательства – это что-то совсем не русское. Сроки? Да нешто мы немцы?
ДВИЖОК – ОБЩИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
Чтобы
жизнь народа была успешной, люди должны иметь движок для достижения
ценных результатов и тормоз, чтобы удерживать людей от дурных поступков и
вообще неправильного поведения.
То и другое может быть устроено
принципиально по-разному. Может – как паровой двигатель на старинной
фабрике: один двигатель на всех и система трансмиссий для доведения
движения до каждого станка. А может иначе: электродвигатель на каждом
рабочем месте. Так вот у западного человека имеется встроенный движок и
тормоз на каждого. У нас его нет. Нашего человека нужно толкать и
тормозить извне. Сам он легко идёт вразнос или впадает в сон. Этим
двигателем-тормозом всегда было и может быть только государство -
больше некому. Поэтому роль государства у нас гораздо больше, чем на
Западе, что западными людьми, которые обычно очень плохо понимают нас и
нашу жизнь, ощущается как «тоталитаризм» (или, кто к нам подобрее, как
«патернализм»).
Русские совсем иначе понимают свободу, ощущают
её, чем западные люди. Наполеон говорил: «Свобода – это хороший
гражданский кодекс». Мысль радикально западная, она не могла прийти в
голову русскому человеку. Свобода – это не «что хочу – то и ворочу», а
определённость правил поведения. Мы же свою свободу, которая свалилась
на нас двадцать лет назад, использовали для того, чтобы всё растащить и
радикально прекратить работать.
Мы постоянно ждём каких-то
условий извне. Поскольку у нас нет идеальных условий – лучше ничего не
делать – вполне русская мысль. Помню, битое десятилетие из одной статьи в
другую кочевала страшилка о невозможности предпринимательской
деятельности в современной России: даже зарегистрировать компанию у нас
невероятно трудно. Я за свою жизнь зарегистрировала немало компаний, и
ничуть этим делом не затруднилась.
Нам, русским людям, нужно
руководство. Нужно показать направление движения, проложить рельсы. И
спросить за результат движения по этим рельсам. Тогда толк будет.
Поэтому нам нужен некий «хозяин земли русской», коллективный или
индивидуальный, который бы отвечал за всё и при надобности наказывал за
отклоняющееся поведение.
Нашему человеку невыносимо, когда ему
говорят: «Делай, что хочешь». Обычно в этом случае он не делает ничего.
Он активен только под давлением: когда поджимают сроки, когда немецкие
танки под Москвой, когда в случае неуспеха тебе голову оторвут. В
обычных, нормальных, средних условиях русский человек впадает в своего
рода летаргию – в тотальное отвлечение от собственных дел.
Мой
муж и его товарищи заняты важным космическим проектом. Деньги есть, и их
готовы заплатить, и реально платят, но желания работать со стороны
учёных и инженеров – как-то не проглядывает. Конечно, потеряны кадры и
навыки, но вот что интересно: те, кто может, - не слишком-то и хочет. За
вполне адекватные, повторюсь, деньги. Просто неохота, лето, жара, ну
его. Да и деньги для русского человека – не такая уж всеобъемлющая
ценность, как для человека западного. Организаторы процесса не раз
вспоминали байку про то, как товарищ Берия говорил товарищу Курчатову,
сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе
голову оторву». Сегодня при господстве гуманизма и политкорректности
никто ничего оторвать не может. Вот и взрываются «штуки» вовсе не там,
не тогда и не так, как им предписано. Взрываются, а также тонут,
разваливаются, падают, горят – просто от небрежения и общей
отвлечённости от дел.
Ну и что? Посыпать голову пеплом, что мы –
не западный народ? Надо просто принять себя как есть и устроить жизнь
так, чтобы проявлялись лучшие качества русского человека. Потому что при
попытках устроить жизнь на европейский лад проявляются именно наши
худшие черты. Киплинг говорил: «… русский - очаровательный человек, пока
он остаётся в своей рубашке. Как представитель Востока, он обаятелен. И
лишь когда он настаивает на том, чтобы на него смотрели как на
представителя самого восточного из западных народов, а не как на
представителя самого западного из восточных, - он становится этнической
аномалией, с которой чрезвычайно трудно иметь дело. Даже сам хозяин
никогда не знает, какая из сторон его натуры откроется следующей».
Подтверждаю: трудно! С иностранцами - легче, чем с русскими. Будучи
предоставленным себе, русский контрагент врёт, исчезает, срывает сроки.
Сейчас распространены т.н. «коучи» – индивидуальные тренеры
личностного роста и развития. Так вот первым делом они наблюдают, при
каких условиях их клиент наиболее продуктивен и работоспособен. Наш
человек продуктивнее всего под давлением _- обстоятельств, начальства,
вообще жизни.
Я наблюдаю постоянно, как продавцы моей компании
(частники! заинтересованные!) бросают работу или, во всяком случае
значительно сбрасывают обороты, как только слегка приподнимутся в
материальном отношении. Всё это настолько неизменно, что не может быть
случайностью. Редкие люди работают без понуканий, способны сами себе
установить сроки и дать задание. И главное – выполнить его. И так
поступать постоянно. И я точно такая, и вы, скорее всего тоже. Кто не
такой – достигает у нас ошеломляющих результатов даже при заурядных
дарованиях. И при этом все свои неудачи наши люди вешают, словно
кафтан на чужой гвоздь, как называл это проникновенный знаток русской
души И.А. Гончаров. У нас всегда или правительство плохое, или климат,
или «среда заела».
Что они сами хотят свободы и чтоб никто не
давил и не командовал – это верно. Так ведь и подростки постоянно
мечтают освободиться от гнёта докучных и устарелых «родаков».
БЕСПРЕДЕЛЬНАЯ ДУША И ЕЁ ПОТЁМКИ
Русский
человек – неоформлен, беспределен. Его сознание, душа бесформенны.
Посмотрите на наши города и посёлки: они хаотичны, невнятны, в них нет
чётких линий. Что-то строил, бросил, забыл. Дома повёрнуты во все
стороны безо всякой общей идеи. Точно таков же и пейзаж нашей души.
Наблюдение старинное. Некоторые связывали это с беспредельностью и
неоформленностью бескрайней русской земли, где три года скачи - ни до
какого государства не доскачешь.
Западный же человек, напротив, оформлен и внятен, ограничен. С точки зрения нашей беспредельности он кажется мелким.
И
что тут такого особенного, а паче того – оскорбительного? Напротив,
оскорбительно обезьянничать, а не жить своей жизнью. А мы вечно
обезьянничаем. У нас именно так и есть: настоящим человеком считается
европеец. Этот мотив очень выражен в статье Игоря Харичева: надо
подтянуться и стать европейцами. Тогда, как говорил герой Ильфа и
Петрова, «всё будет чрезвычайно хорошо». Подтянуться надо, но
европейцами нам стать всё-таки не удастся. И не требуется этого. Надо
развиваться и совершенствоваться в качестве русских, а не «крашеных
кукол европейского просвещения», как называл это Ключевский. Никто
никому не должен подражать. Точно так и женщины не должны пытаться
подражать мужчинам. Женщины должны оставаться женщинами, не пытаться
стать дурной копией мужчин. Женщина может быть успешной, но оставаясь
при этом женщиной. А то женщины пытаются изобразить из себя мужчин, а
русские – европейцев. Те и другие несчастны и неуспешны.
Не
потому нам не надо копировать Европу, что мы потеряем свою «самость».
Бог бы с нею, с самостью, если б на смену пришёл ответственный
старательный труд и опрятная разумная жизнь. Подражать не следует,
потому что это невозможно и вредно. Не в каком-то высшем и философском
смысле, а в самом простом – житейски-практическом. Жизнь от этого
становится не лучше, а хуже: беднее, грязнее, уродливее.
Мы
безграничны в свинстве, и в подвиге, а они узки. Мы не умеем
остановиться. Европеец – да, может. Это что-то вроде питья водки:
русский не может выпить немного, его несёт, а европеец - может. Est
modus in rebus – есть мера в вещах. Эта латинская фраза, приписуемая
Горацию, выражает самую сердцевину западного жизнеощущения. Ну что ж,
не мудрено: они наследники латинской культуры.
“ЛЮДИ НЕ ВЛАСТНЫ В СВОИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ”
А у нас – свой характер, своя жизнь, и общественный строй должен быть
иной. И экономический строй, и форма государственного устройства (что в
старину называлось “образом правления”) – всё. “Люди не властны в своих
учреждениях» - говорил дедушка социальной психологии Гюстав Лебон.
(«Учреждениями» в 19 в. называли не конторы, как сейчас, а правовые и
общественные институты). При пересадке успешных институтов на иную почву
– получается жалчайшее зрелище и пародия. Из новой, заёмной формы
торчит во все стороны старое, родное содержание. Притом всегда
ухудшенное. Недаром говорят: как партию ни строй – всё КПСС получается.
КПСС-то КПСС, но только без прежней ответственности за все стороны жизни
общества. Именно об этом много толковал старик Лебон. Недаром его труды
были и в библиотеке Ленина, и в библиотеке Николая I.
Так какой же нам нужен строй?
Поскольку
дар формы нам не дан, нам не годятся сложные государственно-правовые
конструкции – со всеми этими разделениями властей, системами сдержек и
противовесов. Нам нужна простая структура, вроде советской власти,
которую, кстати, никто не заимствовал и не сочинял, а родилась она из
самой жизни.
«Вся власть советам!» – и простому человеку понятно,
куда идти. А разделение властей, сложная система – издевательство для
простого человека. Аналогично райком. Простому человеку можно было
куда-то пойти и так ли иначе – доискаться правды. Сегодня это
не-воз-можно. В принципе.
Об этом я думала стоя на митинге
протеста против вырубки лесов в лесопарковом поясе столицы, куда входит
наш посёлок. Когда-то нельзя было срубить дерево на СВОЁМ участке,
потому что это были «лёгкие столицы». А теперь рубят и застраивают. И
всё, как объясняет начальство, «в рамках правового поля». При этом есть
и всякие администрации, и суды, и экологическая полиция – чего только
нет.
Аналогично – налоги. Мы снисходительно улыбаемся, как
взрослый на детские придумки, когда слышим от гидов или читаем о бывших в
истории забавных способах налогообложения: с длины фасада, высоты дома,
труб. А нам как раз это и надо – простое и понятное.
Предвижу
обычное возражение: «А почему же у них всё это действует?». Потому что
юридические законы, в отличие от законов природы, приводят в движение
люди. А люди у них другие. Узкие, мелкие, склонные подчиняться правилам.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Что бы мы там себе не воображали о
рыночной экономике и конкурентном капитализме – главным двигателем
хозяйственной жизни у нас было и остаётся государство. И долго ещё будет
оставаться.
У Андрея Платонова есть симпатичный рассказ -
«Государственный житель». Там герой постоянно повторяет: «Ждите движения
государства, оно всё предвидит». «Население, - рассуждал герой, -
постоянно существует при государстве и обеспечивается им необходимой
жизнью».
Мне кажется, большинство нашего народа – это те самые
«государственные жители». Они, как платоновский персонаж, стараются
«бездерективно ни во что не соваться» - в том числе и в свою собственную
жизнь. Они не ищут новых путей, они, возможно, и добросовестные и
квалифицированные труженики, но им непременно нужно указать их место и
круг обязанностей. И пока можно жить (а жить они могут в самых
непритязательных условиях) – они будут ходить на это место и исполнять
свои обязанности, как привыкли. Как птица летит по заложенному в гены
маршруту. Пока не закроется это место – радикально и навсегда.
Это
фундаментальное свойство наших людей. Именно так объясняется на первый
взгляд необъяснимое: им по месяцам не платят зарплату, а они всё равно
туда ходят. «Гордый взгляд иноплеменный» ничего не поймёт: зачем? А они и
сами не понимают, зачем. Положено так. А куда идти-то?
Презирать
их и насмехаться свысока, как это было принято в эпоху разгула
либеральных ценностей, – не от большого ума. Благодаря таким людям у
нас как-то ещё теплится жизнь: они как-то учат, лечат, кое-как латают
изношенную инфраструктуру.
Наш – массовый! – человек не умеет и
не хочет ставить перед собой какие-то там задачи, куда-то рваться,
комбинировать что-то, чтобы улучшить своё положение, чтобы заработать
что-то, чтобы вылезти куда-то. Его идеал – сидеть на месте и делать, что
велят. И это он будет делать до самой распоследней крайности. Пока
буквально есть крыша и кусок чёрствого хлеба.
Шевелиться он
начнёт только если этот кусок у него отнимется. Мотивации «вверх», к
добыче – у русского человека нет. Или она слишком слаба. Есть мотивация –
к спасению. Не в религиозном, разумеется, смысле - в самом обычном,
житейском. Недаром, в Америке завлекают в сетевой маркетинг идеей
обогащения («Ты сможешь путешествовать, купишь более престижную
машину»), а у нас – идеей спасения («Ты сохранишь здоровье, убережёшься
от ужасов окружающей среды, защитишь детей от наркотиков, нищеты,
панели»).
Разумеется, в любом обществе есть разные типы людей.
Вопрос состоит в пропорции тех и других. Чтобы капитализм и вообще
рыночная экономика были удачны, нужен некий критический процент людей,
готовых действовать инициативно и самостоятельно. Если этого
минимального процента нет – капитализм не удаётся. Настоящий,
действующий, капитализм – это когда в народе силён этот самый
капиталистический дух. Когда жизнь понимается (или, скорее, ощущается)
как борьба, завоевание, приключение, путешествие с непредвиденным
результатом. У нас (и вообще в традиционном обществе) жизнь ощущается
как ритуальный танец, как предусмотренное, заранее заведённое кружение.
Траекторию этого кружения определяешь не ты, а кто-то высший и главный,
он же раздаёт блага. Дали тебе – спасибо, нет – на нет и суда нет.
Менее
всего я склонна критиковать такое отношение к жизни. А чего его
критиковать-то? Его использовать надо. Понимать и использовать. Строить
жизнь с учётом народного характера.
Каким должен быть этот учёт?
Что следует из нашего характера? Следует очень простая вещь. Социализм
следует. Внутренний, встроенный в глубине личности движок экономического
творчества, у нашего человека очень слаб. Ну, может, кое-кому на малый
бизнес хватит, но большое и серьёзное – не потянет. Именно поэтому наша
приватизация привела только к повсеместному развалу и упадку (не
единственно поэтому, но в значительной степени), а не к экономическому
процветанию и скачку эффективности, как мнилось догматикам экономикса.
У
нас нет никакой серьёзной силы, кроме государства. Мне лично, старой
либералке и антисоветчице с дореволюционным стажем, очень печально это
признавать, но что делать – истина дороже. Только государство способно
расставить всех по местам и дать каждому задание. И этого – в глубине
души – хочет народ. Не выдуманный либеральными мыслителями, не отдельные
и избранные, но тот обычный «замкадский» народец, который есть на самом
деле.
Когда-то в 90-е годы я работала в иностранной фирме,
которая строила завод в Туле. Нам нужны были люди в администрацию
завода. Я решила сделать «добренькое» моей подруге и предложила устроить
её на работу – приличную работу, с оформлением по КЗОТу, с пенсионными и
прочими начислениями. В своём училище она получала примерно 80 долларов
в эквиваленте, на новой работе получала бы триста и даже больше. Она –
отказалась. Мотив: «Да я тут привыкла, люблю свою работу». Тогда я по
молодости крутила пальцем у виска. Сегодня смотрю по-другому. А крутить
пальцем у виска надо на тех, кто пытается заставить народ жить чужой, не
своей жизнью. Двадцать лет уж пытаются, полстраны уж развалили – ради
правильной жизни. А всё не живётся этой самой жизнью.
Так что не копировать Европу нам нужно, а налаживать собственную жизнь, которую развалили благодаря химерам Европы и демократии.
Источник
Ярлыки
Алкоголь
Белая_революция
Белоруссия
Белый_террор
Великобритания
Внешние_враги
ВТО
Вторая_мировая
Голодомор
Грузия
Демография
Демократия
Евреи
ЕГЭ
Инфовойна
Катынь
Коммунизм
Коррупция
Культура
Левада
Ливия
Марксизм
Навальный
Нацизм
Национализация
Нравственность
Образование
Педофилы
Позитив
Потребление
Прохоров
Роль_России
Русские
Семья
Солженицын
Социализм
Сталин
Сурков
США
Теория
Уралкалий
Финансирование_оппозиции
Химоружие
Чечня
Экономика
Ювенальная_Юстиция
четверг, 14 июня 2012 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий