среда, 12 марта 2014 г.

ЛЕВАДА-ЦЕНТР

«Левада-центр» располагает разветвленной сетью корреспондентов в
регионах РФ, что позволяет ему, при поступлении заказа, оперативно
организовывать мониторинг социально-политических процессов в любой
территории России.

Влияние на политические процессы и общественное мнение осуществляется путем
1) манипуляции смыслами при проведении опросов общественного мнения;
2) занижения или завышения нужных показателей в результатах опросов («накануне выборов рейтинг Путина
– 37%»),
3) продвижение выгодных позиций в ходе конференций, круглых столов, семинаров;
4) активная деятельность в информационном пространстве.
Левада-центр, как механизм для сбора и анализа социологической
информации, является важным инструментом манипулирования
общественным мнением и оказания информационного воздействия на
государственный аппарат и политические институты.
В ряде случаев Левада-центр использовался как инструмент
иностранной пропаганды и влияния на общественное мнение населения РФ,
применяющий в своей работе технологии манипулирования и специальных
информационных операций.
Левада-центр получает зарубежное финансирование и ведет
политическую деятельность и поэтому подпадает под закон об НКО,
действующих в качестве иностранных агентах.
Следует иметь в виду, что вокруг «Левада-центра» давно сложились
обходные варианты финансирования и каналы поступления неучитываемых
средств – от «черного нала» до «выплаты гонораров за консультации и
лекции», краудфандинг, заключение договоров на коммерческие
суборганизации Центра, «пожертвования» отечественных заинтересованных
коммерческих структур и т.д.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр) – российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования, являясь одной из крупнейших российских организаций в своей области.
Коллектив специалистов центра сформировался в 1987-1989 годах под руководством Татьяны Заславской, Бориса Грушина, Валерия Рутгайзера и Юрия Левады. До 2003 года основная часть коллектива работала во ВЦИОМе. Татьяна Заславская возглавляла ВЦИОМ в 1987-1992 годах, Юрий Левада – в 1992-2003 годах.
В 2003 году сотрудники, не согласившись со сменою руководства, покинули ВЦИОМ и перешли в созданный ими же негосударственный центр исследования общественного мнения «ВЦИОМ-А». После того как Федеральная антимонопольная служба РФ запретила использовать это название, организация была переименована в Аналитический Центр Юрия
Левады (Левада-Центр). С 2003 по 2006 гг. директором был Юрий Левада. В декабре 2006 года на эту должность избран Лев Гудков. Татьяна Заславская – член правления Левада-Центра, председатель редакционного совета журнала Вестник общественного мнения.
На сегодняшний день в центре работает около 60 человек. Кроме того, «Левада-центр» располагает разветвленной сетью корреспондентов в регионах РФ, что позволяет ему, при поступлении заказа, оперативно организовывать мониторинг социально-политических процессов в любой территории России.

Основные темы, по которым работает Центр
Некоторые долгосрочные исследования Левада-центра:
1. Международная программа социальных исследований International Social Survey Program" (ISSP), начиная с 1991 года.
2. New Russia Barometer, совместно с Centre for the Study of Public Policy (University of Strachclyde, University of Aberdeen), начиная с 1991 года.
3. Международные исследования Inra Hooper/RSW/NOP-World/GfKNOP, начиная с 1991 года, Мониторинг социальных и экономических перемен, один раз в два месяца, начиная с февраля 1993 года.
4. Регулярное участие в международных исследованиях World Public Opinion.
5. Индекс потребительских настроений (ИПН)
6. Индекс социальных настроений (ИСН)
7. Индекс финансовых настроений (ИФН, совместно с Центром макроэкономических исследований Сбербанка России)

Некоторые завершенные исследования Левада-Центра:
- «Homo Soveticus» («Советский человек»). К сегодняшнему моменту создана обширная эмпирическая база, включающая результаты пяти волн исследования 1989, 1994, 1999, 2003 и 2008 годов.
- «Молодежь России», 2005—2007
- «Западные ценности и демократия», 2006.
- «Проблемы элиты в современной России». Три волны
исследования 2005—2006 годов. «Отношение населения к реформе милиции», 2007
- «Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам. ESPAD—2007» «Российский „средний класс“», 2008.
- «Мнение ВИЧ-положительных матерей об опыте получения медицинской и социальной помощи», по заказу UNICEF, 2008.
- «Российские мифы», 2008.
- «Информированность российских граждан о деятельности правоохранительных органов», 2008
- «Проблема качества образования и установка на постоянное образование в современной России», 2009
- «Мониторинг выборов в Московскую городскую Думу в октябре 2009 года»
- «Развитие нанотехнологий в России», 2010
- «Перспективы гражданского общества в России», 2011
- «Российские парламентские выборы 2011 года», 2012
- «Президентские выборы в России 2012 года», 2012
- Опрос на «Марше Миллионов» в Москве 15 сентября
- «Протестное движение в России в конце 2011 – 2012 гг.», 2012

Ведущие сотрудники

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ведущие сотрудники Центра прошли стажировку в исследовательских компаниях США и Западной Европы.
Ключевой сотрудник и Почетный президент (до 2010 г.) Левада-Центра Т. И. Заславская недавно ушла из жизни, но поставленная ей школа и традиции продолжают действовать. Заславская лично ответственна за идею расселения и ликвидации малых «неперспективных деревень», нанесшую огромный вред как сельскому хозяйству, так и социальной стабильности
российской деревни. Примечательно, что в период «перестройки» категорически отрицала свою роль как идеолога этой реформы, а опубликованные документальные свидетельства называла «травлей, организованной коммунистической номенклатурой».
В 1987 году Заславская была назначена директором-организатором Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и избрана Президентом советской социологической ассоциации (ССА), в связи с чем возвратилась в Москву. В 1992 г. когда ВЦИОМ устойчиво заработал, она вернулась к исследовательской работе, став со-президентом Междисциплинарного академического центра социальных наук (Интерцентра), организованного английским профессором Т. Шаниным при помощи Дж. Сороса.
В 1991 году была активным членом оппозиционной Межрегиональной группы депутатов, возглавляемой А.Д. Сахаровым, Б. Ельциным, А.Собчаком и др. политическими лидерами.
Другой ключевой фигурой Центра является Лев Дмитриевич Гудков,
который покинул ВЦИОМ вместе с командой Юрия Левады. С 2003 работал в Аналитическом центре Юрия Левады. С декабря 2006 – директор Аналитического Левада-Центра. Избран на этот пост единогласным решением правления центра после кончины Юрия Левады.
Главный редактор журнала «Вестник общественного мнения», преподаватель социологии культуры в Институте европейских культур при РГГУ и политической социологии в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН). Участник всех основных исследовательских проектов ВЦИОМа в период, когда этим центром
руководил Юрий Левада: «Советский человек, 1989-2003»), «Бюрократия», «Русский национализм», «Итоги года: общество 1989-2003» и др.
Гудков является автором книг и статей по теории и методологии социологии, социологии литературы, этнонациональных отношений, по социальным проблемам постсоветского общества, в том числе: «Культура повседневности» в новейших социологических теориях. М., 1988. Проблема «элиты» в сегодняшней России (2007, в соавторстве с Б.Дубиным и
Ю.Левадой. Постсоветский человек и гражданское общество (2008, в соавторстве с Б.Дубиным и Н.Зоркой). Абортивная модернизация (2011).
Молодёжь России (2011, в соавторстве с Б.Дубиным и Н.Зоркой).

Взаимосвязи с другими структурами схожего типа
Сотрудники Левада-Центра – постоянные участники конференций и круглых столов фонда «Либеральная миссия», Московского Центра Карнеги, Горбачев-Фонда, общества «Мемориал», публичных лекций «Полит.ру», Московской высшей школы социальных и экономических наук и
«Интерцентра» (симпозиум «Пути России»), Общественного центра им. А.Д. Сахарова, Ходорковских чтений, международных конференций и симпозиумов.
Статьи, интервью и комментарии экспертов центра регулярно появляются в отечественных и зарубежных СМИ: Коммерсантъ, Ведомости, The Economist, The Wall Street Journal, The New York Times и др., в научных и общественно политических изданиях России: «Pro et Contra»,
«Отечественные записки», «Общественные науки и современность», «The New Times», «Индекс/Досье на цензуру», Огонек, Новая газета и др.
Левада-Центр включен в список независимых аналитических центров Европы, представленный Freedom House. Данные Левада-Центра были использованы при составлении The Economist Special Report on Russia.
Совместно с Левада-Центром на Радио Свобода еженедельно выходит передача «Общественное мнение: граждане России у микрофона Радио Свобода».
В числе партнеров и заказчиков «Левада-Центра»:
- Всемирный Банк (World Bank)
- Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization)
- Международная организация труда (International Labour Organization)
- Программа развития ООН (UNDP)
- ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН, UNICEF)
- Мемориал, Международное историко-просветительское
правозащитное и благотворительное общество
- Московская школа политических исследований
- Московский Центр Карнеги
- Независимый институт социальной политики
- Центр Россия-ЕС (The EU-Russia Centre, Бельгия)
- Центр изучения публичной политики (Centre for the Study of Public Policy, Великобритания)
- Швейцарская академия развития (Swiss Academy for Development, Швейцария)
- World Public Opinion (США)
- Горбачев-Фонд
- Государственное агентство США по международному развитию (USAID, США)
- ИНДЕМ
- Либеральная Миссия
- Фонд имени Генриха Бёлля (Heinrich-Boll-Stiftung, Германия)
- Фонд Форда (the Ford Foundation, США)
- Фонд Макартуров в России (США)
- Фонд Фридриха Науманна (Friedrich-Naumann-Stiftung, Германия)
- ГУ ВШЭ
- NED
- Институт «Открытое общество».

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Левада-центр получает регулярное грантовое финансирование от западных фондов, а также заказы от зарубежных организаций, что так же является зарубежным финансированием деятельности организации.
Источники финансирования, связанные с западными государствами:
Национальный фонд поддержки демократии (NED).
Согласно информации на сайте Национального фонда поддержки демократии (National Endowment for Democracy), с 2009 года NED профинансировал 4 проекта Левада-центра:
1. Общественное мнение в ходе выборов 2009 г. в Московскую городскую думу. Мониторинг электоральных предпочтений москвичей включал в себя два опроса: один был проведен накануне выборов (28 сентября – 2 октября 2009 г.), другой – непосредственно после выборов (22 октября – 18 ноября 2009 г.). Доклад.
2. Количественное исследование по эффективности PR-стратегий для НКО.
3. Серия интервью по ксенофобии и национализму после событий на Манежной площади в декабре 2010.
4. Опросы, связанные с парламентскими выборами 2011 г. и президентскими выборами 2012 г.

В частности, по гранту №4 было получено $71,242 на следующие цели:
«провести серию опросов общественного мнения о предстоящих
президентских выборах и выборах в Государственную Думу». Первые
опросы будут служить в качестве базового исследования, в период
предвыборной кампании, за которым следуют два дополнительных
исследования после выборов. «Левада-Центр» также проведет шесть
ежемесячных опросов, мониторинг общественного мнения в отношении
потенциального влияния выборов на социальные и политические вопросы в
России35.
Результатом стал доклад «Российские парламентские выборы:
электоральный процесс при авторитарном режиме»36. В доклад включены
материалы опросов участников митингов «За честные выборы» в декабре
2011 – феврале 2012 гг., профинансированных фондом организаторов
митингов и «Новой газетой». Непосредственные исполнители – Л.Д. Гудков,
Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая, М.А. Плотко.
Исходя из содержания грантовых задач, вышеуказанные
исследования ставят целью сбор социологической информации для
разработки методов и инструментов влияния на социальную и
политическую ситуацию в России.
Также для Национального фонда поддержки демократии «Левада-
центр» подготовил доклад «Перспективы гражданского общества в
России»37, 2011. Доклад подготовлен по материалам 103 углубленных
интервью с лидерами неправительственных организаций и гражданских
объединений в 6 крупных российских городах в октябре 2010-феврале 2011.
Таким образом, «Левада-центр» передал Государственному департаменту
США, через который ведется финансирование NED, базу данных
активистов оппозиции регионального уровня, содержащую всю
необходимую информацию для последующей вербовки «протестного
актива», начиная от персональных данных, до особенностей
политических взглядов.
Национальный фонд поддержки демократии (NED) также ведет
финансирование проектов в России через польский Институт
общественных дел (The Institute of Public Affairs, IPA)38. В 2011 г.
польский Институт и Левада-центр получили финансирование для
программы подготовки российских разработчиков политики и законодателей
мнений (Training program for Russian policy and opinion makers). Ставилась
задача отобрать 10 таких перспективных россиян для дальнейшей
подготовки. Сроки проведения программы: ноябрь 2012 – март 2013. В
Левада-центр координиром проекта указывается Денис Волков,
denis volkov @ bk . ru , volkov @ levada . ru .
Фонд Макартуров в 2009 г. выделил Левада-центру $150 000 на проект
"Мониторинг социально-экономических трансформаций в России».

ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Влияние на политические процессы и общественное мнение
осуществляется путем 1) манипуляции смыслами при проведении
опросов общественного мнения; 2) занижения или завышения нужных
показателей в результатах опросов («накануне выборов рейтинг Путина
– 37%»), 3) продвижение выгодных позиций в ходе конференций,
круглых столов, семинаров; 4) активная деятельность в
информационном пространстве.
Пример прямого воздействия на мнение избирателей: за месяц до
президентских выборов марта 2012 г., Левада-центр опубликовал результаты
«нового исследования», согласно которым на 25 января 2012 г.
«президентский рейтинг премьер-министра Владимира Путина составляет
37%».
В качестве продвижения политических и идеологических позиций
Центр использует различные форматы. Например, Левада-Центр в
партнерстве с Международным обществом «Мемориал» проводят серии
дискуссионных семинаров, посвященных анализу актуальных социально-
политических процессов с участием российских и зарубежных экспертов.
Проект призван объединить исследователей, активистов гражданских
организаций, экспертов, журналистов и всех заинтересованных лиц для
обсуждения проблем демократизации и преодоления тоталитарного наследия
в России. Проект осуществляется при поддержке Института «Открытое
общество» (OSI).
Семинары, прошедшие в конце 2011-начале 2012 года были
объединены общей темой «Демократия в России» и касались таких проблем
как проработка прошлого, проблеме свободных и четных выборов,
подотчетности власти, социального неравенства, демократия и национализм.
Семинары второй половины 2012 года были посвящены обсуждению
международного опыта общественно-политических движений в Польше,
Чехословакии, США, СССР и России. В ходе этих семинаров изучался
опыт и методология переворотов и «смены режимов»:
- кто был движущей силой движения (лидеры, общественные слои),
в чем был их интерес, мотивация
- как получилось, что движения стали массовыми что привлекало
людей в движение? Каковы били "взаимоотношения меньшинства
и большинства"?
- как были организованы движения: какие формальные и
неформальные организации, кружки, ассоциации (такие как
профсоюзы и проч.) входили состав движения?
- взаимоотношения с властью, отношение людей во власти к
движению, как оно менялось во времени?
- какие применялись методы борьбы (забастовки, протесты,
переговоры и проч.)
- средства коммуникации (между участниками движения и с
населением), "как обходились без интернета"?
- как движение добилось успеха?
- кого можно назвать союзниками движения (церковь, иностранные
государства, кто еще)?
- какую поддержку (материальную, организационную, моральную и
др.) они оказывали?
Еще один пример аналитической и методологической работы Центра –
Открытый семинар «Демократия и национализм» 30 мая 2012 г.

ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

Социологическая информация является важнейшим ресурсом для
иностранных держав, необходимым для разработки политического
инструментария в отношении России и для воздействия на внутреннюю
ситуацию в стране. Левада-центр, как механизм для сбора и анализа
социологической информации, является важным инструментом
манипулирования общественным мнением и оказания
информационного воздействия на государственный аппарат и
политические институты.
Согласно методикам «цветных революций», результаты опросов
общественного мнения являются эффективным инструментом
манипулирования этим самым общественным мнение, способом
программирования его на «заданный результат». Как известно, в 1990-е годы
прием «заказных опросов» входил в инструментарий всех без исключения
российских политтехнологов; сотрудники нынешнего «Левада-центра» в тот
период на возмездной основе активно участвовали в подготовке таких
«заказных опросов», нарабатывая методику их составления. Более того,
эксперты «Левада-центра» постоянно выдвигают тезис о том, что их данные
абсолютно правильные, а расхождение этих данных с итогами выборов
означает наличие фальсификаций и подтасовок в ходе самих выборов44.
Данные заявления широко тиражируются иностранными СМИ, откуда, уже в
статусе «достоверных источников», републикуются в российских
оппозиционных медиа.
Кроме того, любые материалы социологических исследований
представляют собою прекрасную фактологическую базу для зарубежных
аналитиков, особенно – так называемые «полевые тетради» социологов,
содержащие массу попутной и вспомогательной информации, полученной в
ходе исследований. Если в государственных учреждениях «полевые тетради»
являются закрытым служебным документом со специальными условиями
хранения и учета, то Левада-центр, как негосударственная структура, не
имеет юридических ограничений для передачи собственных «полевых
тетрадей» и информационных баз иностранным заказчикам, что значительно
расширяет информированность иностранных организаций о происходящих в
России политических и социально-экономических процессах.
Следует учитывать и то обстоятельство, что грамотно составленное
иностранным заказчиком техническое задание на проведение исследования
(особенно – содержащее в себе интервьюирование) может содержать в себе
элементы разведывательного опроса, проконтролировать как осуществление,
так и передачу данных по которому не представляется возможным.

ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНА N 7-ФЗ «О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» И РЕКОМЕНДАЦИИ

Левада-центр получает зарубежное финансирование и ведет
политическую деятельность и поэтому подпадает под закон об НКО,
действующих в качестве иностранных агентах.
Следует иметь в виду, что вокруг «Левада-центра» давно сложились
обходные варианты финансирования и каналы поступления неучитываемых
средств – от «черного нала» до «выплаты гонораров за консультации и
лекции», краудфандинг, заключение договоров на коммерческие
суборганизации Центра, «пожертвования» отечественных заинтересованных
коммерческих структур и т.д.
Следует отказаться от восприятия центра как «независимой научно-
исследовательской организации». Левада-центр выполняет заказы
околоправительственных иностранных фондов, результаты которых идут
напрямую в иностранные государственные ведомства. Кроме того, Левада-
центр в ряде случаев использовался как инструмент иностранной пропаганды
и влияния на общественное мнение населения РФ, применяющий в своей
работе технологии манипулирования и специальных информационных
операций.
Кроме того, необходимо изыскать возможность создания системы
контроля за содержанием социологической и демографической информации,
передаваемой иностранным заказчикам под видом результатов опросов и
«научного сотрудничества».

Комментариев нет:

Отправить комментарий